Поскольку эквализация является важнейшим элементом процесса сведения (и во многом определяет качество итогового микса) - поговорим о ней.
Это спектрограмма трека бас гитары до эквализации. Если бы я слепо следовал стандартной рекомендации «для более теплого и мощного звука увеличить область в районе 80-200Гц», я только бы усугубил ситуацию, добавив и без того гудящий бас. Чуть позже я узнал, что частотная корректировка инструмента была при записи - и это хорошо видно на спектрограмме: подъём в районе, примерно, 100Гц - результат действия регулятора тембра НЧ.
Закройте глаза!
Большинство программных эквалайзеров имеют замечательную визуализацию, которая отражает все параметры эффекта. Но не получаемый звук! Иными словами, «нарисовав» такую огибающую в настройках эквалайзера:
Вряд ли вы услышите, или увидите на спектроанализаторе звук с точно такой же частотной характеристикой:
В 100% случаев форма АЧХ итогового сигнала будет зависеть от исходного, но никогда не будет отражена в интерфейсе эквалайзера*. Кроме того, это хорошая иллюстрация того, что невозможно добавить частоты, которых нет в звуке.
* Есть и исключения: например, белый шум с равномерной частотной характеристикой, но… скажите, вы часто используете белый шум в миксе?
Также, распространена плохая привычка, связанная с визуализацией - это установка ровных значений. Например 4.0db, 3000Hz. Числовые обозначения параметров помогут, например, при переносе настроек жду различными эффектами, но установка ровных параметров по привычке, просто мешает. Управляйте огибающей, ориентируясь на слух, ведь звук всегда важнее, чем цифры - и пусть значения вроде 3.87db или 8761Hz станут для вас нормой.
«Вырезайте узкую полосу, Добавляйте широкую»
Это железное правило «незаметной» эквализации, поскольку добавление узкой полосы приводит к неестественно резонирующим (звенящим) частотам, а вырезание широкой полосы неизбежно затрагивает соседние частоты, что также, может звучать неестественно.
«Лучше в минус, чем в плюс»
Поскольку многие эквалайзеры вносят фазовые искажения к добавляемым частотам, для более «чистой» эквализации есть несколько простых принципов: Если вы хотите добавить высоких - вырезайте низкие. Хотите больше низких - подрежьте высокие.
Ищем резонансные частоты
Иногда в звуке инструментов присутствует неприятный, резонирующий «звон», который настолько сильно выбивается из микса, что способен испортить общую картину. Решение вырезать эту частоту может прийти мгновенно, но реализация может занять некоторое время. И, как ни странно, спектроанализатор не всегда может помочь в этом случае - взгляните на пример ниже. Это спектр рабочего барабана, в котором присутствует резонирующая частота, которую я хочу убрать:
Как видите, спектр относительно гладкий по всему диапазону, и он «не выдаёт» резонанс. Но эту частоту легко услышать, воспользовавшись простым методом: достаточно поднять узкую полосу и, перемещая её по всему диапазону, найти (услышать) точку максимального резонанса, а затем просто вырезать в этом месте.
Уверенность и умеренность
Бессмысленно эквализировать, руководствуясь принципом «потому что надо». Для эквализации, как и для любой другой обработки, нужна веская причина. Всегда лучше один раз анализировать трек и принять решение (предположим) отказаться от эквализации, чем несколько часов бесцельно крутить ручки и, в итоге всё равно прийти к этому решению. Умеренность - замечательное качество, в осознании которого поможет образное видение оттенков звука. Например, если я скажу «добавьте высоких», вы вероятно выкрутите ручку, настолько, что высоких станет действительно много. С другой стороны, просьба сделать звук «поярче» ставит немного другие цели: вы сосредоточитесь непосредственно на звуке, а не на параметрах эквалайзера. Не добавляйте низких/высоких/средних, но делайте звук «глубже», «ярче» и «теплее» без потери естественности чрезмерной эквализацией.
Если у вас сложности с привязкой «осязаемых» величин к звуку, вам поможет таблица ниже (данные из книги Боба Овсински): Инструмент: "Волшебные” частоты:
И всегда помните (повторюсь): невозможно прибавить те частоты, которых нет в треке*. Но если, всё же, перед вами стоит такая задача, поможет другой эффект - эксайтер.
Соло или Микс?
Если вы эквализируете в процессе сведения нескольких инструментов, не увлекайтесь обработкой и прослушиванием инструментов по отдельности. Поскольку при смешивании нескольких инструментов происходит эффект маскировки звука при наложении одинаковых частот, одним из основных принципов сведения является «правильная» эквализация, в результате которой все инструменты в миксе звучат разборчиво. Например, если ваши электрогитары в соло (я имею ввиду кнопку solo на гитарном треке, а не солирующую гитарную партию) звучат очень мощно, с обилием низких частот - это может быть проблемой при микшировании с бас гитарой: при наложении частот, низкочастотная составляющая баса превратится в звуковую кашу или совсем пропадёт. Здесь, замечательным решением было бы значительное уменьшение низкочастотной области гитар и, возможно, небольшое повышение средне-высокочастотной области у баса - для бОльшей разборчивости. Этого достаточно для того, чтобы «подружить» инструменты в миксе, но поотдельности обработанные таким образом инструменты могут звучать паршиво Но теперь это не имеет значения, ведь микс для нас важнее, не так ли?